Размер шрифта:
Фон сайта:

О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности

2019-02-03 03:29:05
Начало -
Конец -
Место проведения
Ответственное лицо

Указ Президента Республики Узбекистан


В республике реализуются комплексные меры, направленные на создание производства широкого ассортимента качественной текстильной и швейно-трикотажной продукции (далее – текстильная продукция), углубление локализации ее производства, а также повышение экспортного потенциала местных производителей. За истекший период сформированы необходимая правовая база и благоприятные условия для развития текстильной и швейно-трикотажной промышленности (далее – текстильная промышленность). Вместе с тем проведенным изучением выявлен ряд системных проблем, препятствующих динамичному развитию текстильной промышленности страны, в числе которых: во-первых, несмотря на достаточный потенциал отрасли, ввиду отсутствия сопряженной технологической цепочки производства готовой продукции, имеющей высокую добавленную стоимость, доля производимой текстильной продукции в ВВП республики в первом полугодии 2017 года составила лишь 4,6 процента; во-вторых, система управления текстильной промышленностью не отвечает современным тенденциям развития отрасли, что приводит к накоплению нерешенных проблем и препятствует ее ускоренной модернизации; в-третьих, неудовлетворительная работа по гармонизации национальных стандартов и лабораторий по испытаниям текстильной продукции с международными стандартами и требованиями, а также низкий уровень внедрения современных систем менеджмента качества препятствуют выходу отечественной продукции на крупные зарубежные рынки сбыта, наращиванию экспортного потенциала и повышению доверия к качеству и безопасности продукции; в-четвертых, уровень внедрения в отрасль современных информационно-коммуникационных технологий не позволяет проводить системный анализ имеющихся проблем и определять перспективные направления развития текстильной промышленности; в-пятых, нерациональное распределение сырьевых и производственных ресурсов, недостатки в организации логистической и инженерной инфраструктуры приводят к простою значительной части производственных мощностей, экономическим потерям и, как следствие, повышению себестоимости продукции, а также снижению рентабельности производства; в-шестых, устойчивое преобладание производства и экспорта текстильных полуфабрикатов, недостаточный уровень производства готовой текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью и формирования национальных брендов, способных достойно конкурировать на мировых рынках, не способствуют увеличению доходов предприятий текстильной промышленности; в-седьмых, система подготовки кадров не отвечает реальным потребностям текстильной промышленности, не налажено международное сотрудничество по внедрению инновационных направлений обучения и углублению научных исследований по актуальным вопросам развития отрасли. В целях обеспечения ускоренного развития текстильной промышленности республики, расширения производства высококачественной и конкурентоспособной готовой продукции, дальнейшего ее продвижения на крупные зарубежные рынки сбыта, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах: 1. Считать важнейшими направлениями дальнейшего реформирования текстильной промышленности Республики Узбекистан: первое, увеличение доли текстильной промышленности в экономике, повышение объема и качества производимой в стране текстильной продукции, прежде всего, посредством переориентации на высокотехнологическое производство конкурентоспособных текстильных изделий с высокой добавленной стоимостью; второе, кардинальный пересмотр системы управления текстильной промышленностью с внедрением передовых технологий менеджмента, эффективных форм всестороннего содействия и поддержки предприятий отрасли, в том числе в решении проблем, препятствующих их развитию; третье, дальнейшее совершенствование системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности посредством ее гармонизации с международными требованиями и стандартами, а также модернизации и аккредитации лабораторий по испытаниям продукции; четвертое, широкое внедрение в отрасль передовых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих обеспечивать получение достоверной и своевременной информации о состоянии и тенденциях развития отечественного и зарубежных рынков текстильной продукции, проведение ее системного и комплексного анализа в целях определения приоритетных направлений развития отрасли; пятое, реализацию кластерной модели развития, предусматривающей интегрирование производства, начиная с этапа выращивания хлопка-сырца, его первичной обработки, дальнейшей переработки продукции на хлопкоочистительных предприятиях и выпуска конечной текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью; шестое, обеспечение сбалансированности распределения сырьевых ресурсов и дислокации создаваемых предприятий отрасли во взаимоувязке с развитием логистической и инженерной инфраструктуры, в том числе посредством строительства многофункциональных транспортно-логистических хабов, выбора оптимальных маршрутов и коридоров доставки грузов, а также оптимизации тарифов на транспортные перевозки; седьмое, широкое внедрение в производственный процесс передовых инновационных технологий, ноу-хау, дизайнерских разработок, локализацию производства современных образцов фурнитуры и аксессуаров с целью расширения выпуска и экспорта готовой высококачественной текстильной продукции, продвижения национальных брендов на мировых рынках; восьмое, кардинальное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для текстильной промышленности с расширением направлений по наиболее востребованным специальностям, пересмотр учебных программ образовательных учреждений с учетом современных тенденций развития отрасли, активизацию научно-исследовательской деятельности, а также международного сотрудничества в данной сфере. 2. Утвердить «Дорожную карту» по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности в Республике Узбекистан (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 1. Установить, что руководители министерств, ведомств и других организаций несут персональную ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой». 3. Ввести, начиная с урожая хлопка-сырца 2018 года, в порядке эксперимента, систему заказа и авансирования производства хлопка-сырца напрямую у фермерских хозяйств и других сельскохозяйственных производителей (далее – фермерские хозяйства) отечественными предприятиями текстильной промышленности, предусматривающую в том числе следующие условия: сорт и объем закупаемого хлопка, сроки и порядок его передачи определяются договором, заключаемым между фермерским хозяйством и предприятием текстильной промышленности; первичная переработка хлопка-сырца осуществляется хлопкоочистительным предприятием на давальческой основе либо на собственном или арендованном текстильным предприятием хлопкоочистительном предприятии; предприятия текстильной промышленности осуществляют финансирование затрат фермерских хозяйств (семена хлопчатника, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, средства химической защиты растений, затраты на выплату заработной платы и оплату оказанных услуг, прочие расходы) путем авансирования не менее 60 процентов от стоимости заключаемого договора; цена на хлопок-сырец, закупаемый предприятиями текстильной промышленности, устанавливается на договорной основе исходя из анализа фактических затрат и рентабельности фермерских хозяйств и не должна быть ниже установленных цен для государственных нужд; предприятия текстильной промышленности реализуют полученные семена хлопчатника масложировым предприятиям, дополнительную продукцию (линт, улюк) – другим потребителям через биржевые торги; закупаемый хлопок-сырец используется предприятиями текстильной промышленности исключительно для его дальнейшей глубокой переработки. Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить: в срок до 10 января 2018 года перезаключение в установленном порядке фермерскими хозяйствами договоров контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца с учетом вводимого эксперимента на систему заказа и авансирования производства хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности, а также участниками хлопково-текстильных кластеров; в срок до 15 января 2018 года определение территории и площади земельных участков для проведения эксперимента исходя из перезаключенных фермерскими хозяйствами договоров контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца с учетом вводимой системы заказа и авансирования производства хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности; формирование баланса доходов и расходов Фонда целевого финансирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции и оснащения техникой сельского хозяйства при Кабинете Министров Республики Узбекистан в срок до 1 февраля 2018 года с учетом определения фермерских хозяйств, заключивших договора на производство хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности; в срок до 15 января 2018 года установление государственных закупочных цен на хлопок-сырец урожая 2018 года; с учетом перезаключенных договоров определение в срок до 20 января 2018 года объема заказа АО «Узпахтасаноат» на посев хлопка-сырца урожая 2018 года в разрезе фермерских хозяйств, не охваченных договорами контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности, а также участниками хлопково-текстильных кластеров. 4. Согласиться с предложениями предприятий текстильной промышленности, общего собрания акционеров АО «Узбекенгилсаноат», Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства внешней торговли, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о: создании Ассоциации предприятий текстильной и швейно-трикотажной промышленности Узбекистана (далее – Ассоциация «Узтекстильпром»); ликвидации АО «Узбекенгилсаноат» с последующей безвозмездной передачей Ассоциации «Узтекстильпром» его имущества и других средств, принадлежащих государству, а также дебиторской задолженности; создании в структуре Ассоциации «Узтекстильпром» консультативного органа – Совета предприятий текстильной и швейно-трикотажной промышленности, обеспечивающего выработку предложений по устранению системных проблем, активному внедрению маркетинговых инноваций, а также определению перспектив и приоритетных направлений развития отрасли с учетом современных тенденций. 5. Принять к сведению, что: членами Ассоциации «Узтекстильпром» являются предприятия и организации текстильной промышленности; текущее содержание и финансирование деятельности Ассоциации «Узтекстильпром» осуществляются за счет взносов и отчислений членов Ассоциации и иных источников, не запрещенных законодательством; председатель Ассоциации «Узтекстильпром» и его заместители избираются решением общего собрания членов Ассоциации; председатель Ассоциации «Узтекстильпром» является одновременно заместителем председателя Попечительского совета Ташкентского института текстильной и легкой промышленности. 6. Основными задачами Ассоциации «Узтекстильпром» определить: выработку стратегии устойчивого развития отрасли в качестве единого комплекса по переработке сырья, производству и экспорту готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе на основе расширения и поддержки промышленной кооперации, проведения исследований внутреннего и внешних рынков сбыта текстильной продукции; принятие комплексных мер по совершенствованию системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности посредством ее гармонизации с международными требованиями и стандартами, а также модернизации и аккредитации лабораторий по испытаниям продукции; обеспечение широкого внедрения в деятельность предприятий текстильной промышленности инновационных технологий, в том числе дизайнерских разработок, ноу-хау, систем менеджмента качества и современных маркетинговых услуг; осуществление системных комплексных мер по насыщению внутреннего рынка отечественной текстильной продукцией высокого качества и расширению географии ее экспорта, в том числе посредством продвижения национальных брендов и представления потенциала предприятий текстильной промышленности на различных информационных ресурсах и выставочных мероприятиях в стране и за рубежом; активное привлечение в текстильную промышленность иностранных инвестиций, в том числе с целью совершенствования логистической и инженерной инфраструктуры; оказание содействия в размещении предприятий текстильной промышленности, хлопково-текстильных кластеров исходя из перспектив дальнейшего развития потенциала территорий, наличия сырьевой базы, инфраструктуры, трудовых ресурсов и рынков сбыта; определение реальной потребности и перспективных направлений подготовки кадров в сфере текстильной промышленности с учетом современных тенденций развития отрасли, участие в совершенствовании учебных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, углубление научно-исследовательской работы в данной сфере; выявление и устранение системных проблем, препятствующих ускоренному развитию отрасли и стабильному функционированию предприятий текстильной промышленности, выработку предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной сфере. 7. Одобрить структуру исполнительного аппарата Ассоциации «Узтекстильпром» согласно приложению № 2. 8. Создать Рабочую комиссию по разработке проекта Концепции развития на среднесрочную перспективу хлопково-текстильных кластеров (далее – Рабочая комиссия) в составе согласно приложению № 3. Рабочей комиссии с учетом результатов изучения хода организации хлопково-текстильных кластеров в Бухарской и Навоийской областях в месячный срок внести в Кабинет Министров проект Концепции развития на среднесрочную перспективу хлопково-текстильных кластеров, предусматривающей: определение порядка размещения, сроков и этапов формирования хлопково-текстильных кластеров в регионах исходя из производственных мощностей предприятий текстильной промышленности; возможность применения к участникам хлопково-текстильного кластера дифференцированных налоговых льгот с учетом эффективного и рационального использования земельных, водных и иных ресурсов; формы организационно-хозяйственных отношений, обязательства материнской компании перед участниками хлопково-текстильного кластера; системный анализ и внедрение передового зарубежного опыта по организации кластерной модели производства сельскохозяйственной продукции; оценку перспектив влияния на улучшение финансовых взаимоотношений в сельском хозяйстве за счет привлечения частного капитала и иностранных инвестиций, обеспечивающих поэтапное сокращение государственного заказа на хлопок-сырец; анализ влияния на развитие перерабатывающих отраслей сельского хозяйства и других производств сопутствующей продукции (животноводческие, тепличные хозяйства и другие). 9. Установить, что предприятия текстильной промышленности – члены Ассоциации «Узтекстильпром»: освобождаются сроком до 1 января 2021 года от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за импортируемые хлопковое, искусственное и синтетическое волокно, шерсть, сырье и иные материалы, необходимые для производства текстильной продукции и не производимые в республике, по перечням, утверждаемым в установленном порядке; экспортируют высококачественную продукцию с единой маркировкой «Uztextile» в порядке, установленном законодательством. Предоставить право Ассоциации «Узтекстильпром» предъявлять иски в интересах ее членов, обжаловать решения государственных органов и иных организаций, действия (бездействие) их должностных лиц в суде без уплаты государственной пошлины. 10. Исключить из налогооблагаемой базы взносы и отчисления в Ассоциацию «Узтекстильпром». 11. Агентству «Узстандарт» совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 февраля 2018 года внести в Кабинет Министров комплекс мер, направленный на кардинальное совершенствование системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности, предусматривающий также увеличение числа имеющих международную аккредитацию лабораторий, обеспечение скорейшего и полного приведения национальных стандартов текстильной промышленности в соответствие с международными, внедрение на предприятиях текстильной промышленности современных систем менеджмента качества. 12. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, АО «Узпахтасаноат» в срок до 1 февраля 2018 года внести предложения по созданию специализированной площадки электронных торгов для реализации отечественного хлопка-волокна, в том числе предусмотрев привлечение объемов хлопка других стран-производителей, а также образованию постоянно действующей ярмарки не производимых в республике аксессуаров, фурнитуры, красителей и химикатов для текстильной промышленности. 13. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан обеспечить по заявкам Ассоциации «Узтекстильпром» оформление въездных виз иностранным специалистам, привлекаемым предприятиями текстильной промышленности. 14. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан обеспечить по заявкам Ассоциации «Узтекстильпром» оформление, выдачу и продление многократных виз, а также временную прописку, учет по месту пребывания и продление временной прописки, учета по месту пребывания иностранным специалистам, привлекаемым предприятиями текстильной промышленности, без взимания государственной пошлины. 15. Разместить Ассоциацию «Узтекстильпром» по адресу: город Ташкент, Яккасарайский район, улица А. Авлоний, 20 на праве безвозмездного пользования. 16. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 1 июля 2002 года № УП-3102 «О совершенствовании управления легкой промышленностью республики». 17. Министерству экономики совместно с Министерством юстиции, Министерством сельского и водного хозяйства и иными заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа. 18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзаева З. Т., Отажонова Н. С. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И. Б. Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ Город Ташкент, 14 декабря 2017 года * * * КОММЕНТАРИЙ к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности» Модернизация и диверсификация текстильной и швейно-трикотажной промышленности (далее – текстильная промышленность) являются важнейшим условием расширения объемов и ассортимента производимой конкурентоспособной готовой продукции, востребованной на внешних рынках, повышения эффективности и рентабельности производства и переработки хлопка-сырца. С учетом этого в стране последовательно реализуются практические меры, направленные на обеспечение дальнейшего развития данной отрасли. В частности, постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2016 года № ПП-2687 утверждена Программа мер по дальнейшему развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности на 2017-2019 годы. На сегодняшний день в республике сформирована текстильная отрасль с большим производственным потенциалом, в которой функционирует около 7 тысяч предприятий. Созданы мощности по производству хлопка-волокна в объеме 1,4 миллиона тонн, из которых около 60 процентов используется для удовлетворения потребностей отечественных текстильных предприятий. Вместе с тем наличие системных проблем, связанных, прежде всего, с налаживанием производства готовой текстильной продукции, организацией управления отраслью, распределением ресурсов и производственных мощностей, низкой квалификацией кадров, приводит к низкой рентабельности производства хлопка-сырца и его переработки, недостаточному производству и экспорту готовой продукции. Принятый Президентом Республики Узбекистан Указ «О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности» определил комплекс первоочередных мер по решению имеющихся проблем, а также расширению производства высококачественной текстильной продукции и ее продвижению на зарубежные рынки. Данным документом определены такие важнейшие направления дальнейшего реформирования текстильной промышленности, как: – увеличение доли текстильной промышленности в экономике, повышение объема и качества производимой в стране текстильной продукции; – кардинальный пересмотр системы управления текстильной промышленностью; – дальнейшее совершенствование системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности; – широкое внедрение в отрасль передовых информационно-коммуникационных технологий; – реализация кластерной модели развития текстильной промышленности; – обеспечение сбалансированности распределения сырьевых ресурсов и дислокации создаваемых предприятий отрасли во взаимоувязке с развитием логистической и инженерной инфраструктуры; – широкое внедрение в производственный процесс передовых инновационных технологий, ноу-хау, дизайнерских разработок, локализация производства современных образцов фурнитуры и аксессуаров; – кардинальное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для текстильной промышленности. Следует отметить, что данный Указ является важнейшим шагом в практической реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года № УП-5185,которая предусматривает дальнейшее сокращение административного воздействия, расширение рыночных механизмов управления отраслями экономики. В частности, Указом утверждена «Дорожная карта» по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности в Республике Узбекистан, которая содержит более 20 мероприятий по совершенствованию системы управления и подготовки кадров, модернизации производства, технологического процесса и развитию инфраструктуры текстильной промышленности, активизации внешнеэкономической деятельности, внедрению международных стандартов в текстильную промышленность. В целях развития здоровой конкурентной среды и внедрения рыночных механизмов в организацию производства хлопка-сырца Указом предусматривается проведение эксперимента, в рамках которого планируется впервые внедрить систему заказа хлопка-сырца напрямую у фермерских хозяйств и других сельскохозяйственных производителей отечественными предприятиями текстильной промышленности. До сегодняшнего дня отечественные текстильные предприятия были вынуждены приобретать хлопко-волокно у монопольного поставщика – ХК «Узпахтасаноатэкспорт» – по экспортным ценам. Данный порядок снижал рентабельность производства и конкурентоспособность текстильной продукции. В соответствии с экспериментом, инициированным Президентом Республики Узбекистан, предприятия текстильной промышленности будут осуществлять финансирование основных затрат фермерских хозяйств по выращиванию хлопка-сырца путем авансирования не менее 60 процентов от стоимости заключаемого договора. При этом поставленный предприятиям хлопок-сырец будет использоваться исключительно в целях дальнейшей глубокой переработки и производства готовой конкурентоспособной продукции. Кроме того, в своем Указе Глава государства поддержал предложение предприятий текстильной промышленности, собрания акционеров АО «Узбекенгилсаноат» и ряда ведомств о создании Ассоциации «Узтекстильпром». При этом ликвидируется АО «Узбекенгилсаноат», совмещавшее в себе государственные регулятивные и хозяйственные функции. На Ассоциацию «Узтекстильпром» возложен широкий круг задач по обеспечению устойчивого развития текстильной отрасли республики. Принятие данного решения обусловлено тем, что система управления отраслью не отвечает современным тенденциям развития текстильной промышленности, не способна оказывать поддержку производителям. Например, в состав АО «Узбекенгилсаноат» входят 436 предприятий, что составляет лишь 6 процентов от их общего числа. Деятельность данного общества в основном сводится к сбору статистики, проведению различных совещаний, организации выставок. Его организационная форма также не соответствует правовому положению акционерного общества. Как показывает опыт зарубежных стран, одной из эффективных форм развития текстильной промышленности является создание кластеров. Данная модель подразумевает организацию единого производственного цикла, который включает выращивание хлопка-сырца, первичную обработку, дальнейшую переработку на хлопкоочистительных предприятиях и выпуск конечной текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью. Исходя из этого, специальной Рабочей комиссии поручено разработать проект Концепции развития на среднесрочную перспективу хлопково-текстильных кластеров с учетом результатов организации подобных кластеров в Бухарской и Навоийской областях. Наряду с этим Указом предусматриваются меры по поддержке предприятий текстильной промышленности, включая предоставление льгот по уплате таможенных платежей. Необходимо подчеркнуть, что выходу отечественных производителей текстильной продукции на внешние рынки и наращиванию экспортного потенциала препятствуют низкая эффективность лабораторий по испытаниям продукции, отсутствие у большинства из них международной аккредитации. Для решения данной проблемы предусматривается разработка комплекса мер по совершенствованию системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности, в том числе внедрению международных стандартов. В целом реализация Указа Главы государства обеспечит ускоренное развитие текстильной промышленности, в том числе за счет: – совершенствования системы управления отраслью, поэтапного введения рыночных механизмов в процессы производства, ценообразования и реализации хлопка; – постепенного сокращения объемов экспорта хлопка и обеспечения роста его глубокой переработки на внутреннем рынке; – стимулирования производства сырья, материалов, не производимых в стране, в том числе путем локализации отдельных видов продукции; – широкого внедрения технологических, маркетинговых инноваций; – строительства текстильных комплексов с использованием механизмов государственно-частного партнерства; – увеличения количества местных лабораторий, имеющих международную аккредитацию, гармонизации национальных стандартов текстильной промышленности с международными.